Стройка НКПС №1
"СТАЛИНСКОЕ МЕТРО"

Обновлено 2011-01-28

Внимание! Потенциальная радиационная опасность!

Сталин перед войной предложил проделать железнодорожные тоннели под Днепром: один - севернее Киева, другой - южнее. Но мы не успели сделать переходы до войны, а после войны в них отпала надобность, и работы были прекращены. Остатки же тоннеля сейчас служат памятником прошлому.

Хрущев Н.С., Воспоминания. Книга 1

Disclaimer:

Все, что здесь лежит, представляет собой обобщение наблюдений, полученных в результате прогулкок с целью интересного проведения времени на свежем воздухе, а также изучения доступных многочисленных, но однообразных публикаций, слухов и "городских легенд".

В формате веб-страницы существует только ради удобства некогда бурного и довольно продолжительного обсуждения этой темы большой компанией друзей-энтузиастов и в большой степени представляет собой результат этого обсуждения.

Уже очень давно каждый желающий облазил почти все, что доступно. Делать там больше нечего. Продолжать копать имеет смысл только в архивах, а это уже не на свежем воздухе.

"Стройка НКПС №1", "Южная труба", "Сталинское метро", "Объект Титул" и др. - это фольклорные названия, получившие распространение среди туристов и краеведов-любителей. С названиями, обозначениями, шифрами, которые использовались в официальных документах строительства, если таковые когда-либо существовали, они могут совпадать лишь случайно.


Отдельно о значении слова "титул", которое упоминается в фольклоре чаще других:

ТИТУЛ (на ж.д.), наименование объектов жел.-дор. строительства, проектирования и изысканий (напр. "Москва-Донбасс", "Уфа-Магнитная") или крупных подразделений строительных смет. (Краткий технический железнодорожный словарь, - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, - 1941. с.858)


Disclaimer XXI:
(печально, но в 21 веке это почему-то еще нужно объяснять)

Тема называется "сталинское метро" потому что а) так уж у нас принято обозначать принадлежность к какому-либо историческому периоду по имени соответствующего правителя и б) Хрущев в мемуарах приписывает эту идею конкретно Сталину. И совершенно не означает преклонения перед этим историческим персонажем, оправдания или поддержки каких-либо его деяний. Сталин – бандит и убийца. Без компромиссов.




Содержание

  • Источники - обновлено 2011-01-28
  • Схема - обновлено 2010-02-21
  • Южный ход:
  • Северный ход:
  • Прочее в окрестностях:
  • Некоторые публикации по теме
  • Техника безопасности




  • Источники

    Вся открыто опубликованная в интернете информация своим происхождением восходят всего к трем независимым источникам:

    1. Группа источников "Мемуаристы"

    Георгий Ясев, полковник, председатель историко-патриотического клуба "Поиск",
    Самуил Аронович Ямпольський, майор в отставке,
    и примкнувшие к ним товарищи вроде пары ветеранов-строителей,
    А также Брошюрка, изданная клубом "Поиск" - как компиляция мемуаров и лирики на тему строительства тоннелей и обороны Киева.

    Оригинал: "Днiпровська Дiлянка Поясу бойовоi слави: Жукiв острiв" - К. Пошуково-видавниче агентство "Книга Пам'ятi Украiни", 2004 ISBN 5-88500-141-3
    Вариация на тему: "Днiпровська дiлянка поясу бойової слави: Жукiв острiв" - Самиздат. (файл MS Word)

    Источники подвержены типичной профессиональной болезни краеведов - пренебрежением к деталям и склонности к несодержательному многословию.

    Все публикации без исключения так или иначе ссылаются на эту группу источников или цитируют ее не ссылаясь.

    UPDATE: В районе 2007 года появился первый(?) текст со ссылкой на нетехнические документы. Уже что-то.

    2. Группа источников "Наблюдения на местности"

    Включает результаты как вылазок в поле, так и медитации над картами и спутниковыми снимками местности.

    Наиболее интересны с точки зрения полезного проведения времени на природе. Здесь именно об этом!

    3. "Карта 1953 года"

    Американская военная топографическая карта. Единственный широкодоступный документальный источник.


    Полноразмерный вариант - обновлено 2011-01-28

    UPDATE: Уже не единственный. Хотя копии других пока не опубликованы.

    4. "Аэрофотосъемка 1943 года"

    Богатая вещь! На ней впервые ясно видны два новых объекта и окончательно становится ясно, что прежняя нумерация объектов - вымышлена чуть менее, чем полностью.

    Ссылка: www.wwii-photos-maps.com

    Самые интересные снимки: 111    146    092





    Общая схема

    UPD2010: Теперь непосредственно на Google Map!


    UPD2010: Полное наложение на сайте sasgis.by.ru



    Общая схема, старый вариант


    Номера объектов на схеме даны в привязке к номерам "титулов", как это принято в киевской криптокраеведческой традиции (см. брошюрка)
    UPD2010: Как и предполагалось, все эти номера - лирика и фантазия.





    Перечень артефактов:




    Просеки в Бортничах


    Location: N50.412700, E030.732150 Google - Киев, Осокорки-Бортничи-Дарница

    Terrain feature, просеки в лесах и дороги, проходящие по линии строительства ЖД (см. Карту 1953 года).

    Пролегают от Осокорков почти до Дарницы.

    Просеки в Дарнице

    То же самое, что просеки в Бортничах, только находятся в лесах восточнее Дарницкого ЖД узла. Упомянуты отдельно только потому, что в брошюре пронумерованы отдельными титулами.

    Туннель на Осокорках


    Location: N50.365500, E030.611600 Google - Киев, Осокорки

    Остаток туннеля. Находится в дачном поселке Осокорков. Сохранилось 75м самого туннеля и 110м канавы (всего - 185м). Легко доступен в сухое время года.

    Левобережный участок всей системы подтверждается картой 53 года как "строительство железной дороги".

    Картинки можно посмотреть например здесь

    Оголовок на Осокорках


    Location: N50.356850, E030.598150 Google - Киев, Осокорки

    Оголовок шахты туннеля. Находится в дачном поселке Осокорков. Говорят, забетонирован. Используется дачниками в хозцелях.

    Картинки можно посмотреть например здесь

    Комплекс на острове Водников

    aka "Титул №4"

    Location: N50.347713 E030.595078 (примерно) Google - Остров Водников

    Находится на промышленной территории. Сохранились здания компрессорных и трансформаторных станций. Где-то там должна была быть сама шахта.

    В силу сложнодоступности этих мест - самые малонаблюдаемые объекты. Координаты примерны, состав артефактов не уточнен, фотографий мало.

    Самые полные наблюдения и фотографии есть у этих ребят

    аэрофотоснимок 1943 года

    UPD2010: См. наложение снимков.

    Комплекс на Жуковом острове

    aka "Титул №5"

    Location: N50.341300, E030.587400 (примерно) Google - Жуков остров

    Находится на чьей-то территории чуть севернее клуба Юнга. Сохранился железобетонный оголовок, забросанный мусором и здания, принадлежность которых к системе под вопросом.

    Самые полные наблюдения и фотографии есть у этих ребят

    UPD2010: См. наложение снимков.

    Собственно, "Южная труба"

    aka "Титул №6"

    Location: N50.334600, E030.571300 Google - Жуков остров

    Самая длинная и одна из пары самых известных доступных видимых конструкций.

    Железобетонный туннель со снижением в сторону Днепра. Западный конец возвышается над землей почти полностью, восточный - внешней поверхностью всего на десяток сантиметров над уровнем озера (выходит под воду). Имеет промежуточный боковой выход в середине.

    Протяженность 600 метров.

    В любое время года затоплен. Зимой по льду можно пройти от западного до промежуточного насквозь.

               

    Известны описания попыток погружений и прохождения всего туннеля насквозь под водой:
    http://digger-org.livejournal.com/27094.html

    В окрестностях "Южной трубы" находятся: так называемые "Насыпи энергопоездов" и топливные резервуары

    "Насыпи энергопоездов" и "Топливные резервуары"


    Location: N50.337000, E030.57000 +- 200m Google - Жуков остров

    UPD2010:
    Источник: http://www.wwii-photos-maps.com/

    Больше terrain feature, чем артефакт. Хотя местами сохранились фрагменты покрытия.

    резервуар выглядит как холм с дыркой-люком на вершине.

    И прочие бетонные обломки в следовых количествах.

       

    Фото резервуара от Audi-клуба - здесь

    Пироговский водопропускник


    Location: N50.335440, E030.514530 Google - Пирогово

    Железобетонное сооружение с гранитными порталами. Сверху она заросла мхом, поэтому на снимке ее можно увидеть только если знать куда смотреть.

    Находится в районе села Пирогово, с южной (внешней) стороны Окружной дороги. (Не путать с Музеем Пирогово, который находится внутри Окружной дороги). Свободно доступно.

    Краеведами-теоретиками причислялась к фрагменту ЖД туннеля, что сбило с толку множество народу, особенно гуманитариев. Очевидно, что это никакой не ЖД туннель, а наоборот, водопропускное сооружение в несостоявшейся насыпи.

    Вывод о принадлежности сооружения к системе в большой степени гипотетический и делается в основном по принципу "а что это еще может быть?".

             

    UPD2010: Строительство дороги между "Южной трубой" и "Пироговским водопропускником". Сейчас на этом месте проходит окружная дорога.
    Источник: http://www.wwii-photos-maps.com/

    "Радоновая просека"


    Location: N50.330484,E030.507574 +- 200m Google - Север от Хотова

    Terrain feature, вероятнее всего - продолжение дороги, которая должна была идти через "Пироговский водопропускник".

    Если знать куда смотреть, заметно даже с Окружной. Ось просеки идет от водопропускника до Хотова. Сама просека, сначала в виде выемка в грунте, потом насыпи, прослеживается от территории предприятия по утилизации радиоактивных отходов "Радон" до леса на окраине Хотова.

           

    Оболонский участок


    Location: N50.499700, E030.513866 Google - Оболонь

    См. снимок 1943.

    "Подводная лодка в степях Украины"

    aka "Северная труба"

    Location: N50.498900, E030.524100 Google - Урочище Наталка

    Вторая из пары самых известных доступных видимых конструкций и самая впечатляющая размерами.

    Пока еще свободно доступна (земля в Киеве дерибанится с огромной скоростью).

    Оставленный кессон. Если разгрести мусор, можно пролезть в нижнюю камеру и ничего интересного там не увидеть.

    Упоминается в поп-культуре - снимался в рекламе пива Tuborg ;)

    Также рискну предположить, что первое упоминание ее в интернетах - вот эта фотография Владимира Герасимова

               

    Троещинский участок


    Location: N50.497864, E030.535547 Google - Парк дружбы народов

    См. также наложение снимков.

    ТЭЦ-3


    Location: N50.440500, E030.496000 Google - Центр Киева

    Построена в 1936 году. Примечательное здание в индустриальном стиле 30-х.

    Легенда о принадлежности к системе исходит из брошюрки и ничем не подтверждена. Вероятно - художественный свист для антуражу.

    Уже давно не вырабатывает электроэнергию, сейчас называется СТ-2.

    "Девиационная бочка"


    Location: N50.363940, E030.577950 Google - Киев, Днепр, севернее Жукова острова

    В разные моменты принимавшаяся за опору для/от ЛЭП, остатки пристани, и с перепугу за оголовок шахты туннеля ;)

    Что это такое на самом деле и зачем нужно, черт его знает.

    Скорее всего к системе отношения не имеет.

    Здесь есть фото и обсуждение.

    Германовская ЖД


    Про германовскую ветку (на схеме обозначена светло-коричневым) будет отдельно. Очевидно она не имеет отношения к системе туннелей под Днепром.





    Публикации по теме

    В. Дзивалтовский, В. Павлик, А. Нелина, Е. Нелин "Туннели под Днепром: без грифа "Секретно""
    (на сегодня - самая приличная публикация)


    Одно из очередных обсуждений на сайте у диггеров (и вобще их форум)
    Также замечен интерес на форуме автолюбителей Audi

    "Днiпровська Дiлянка Поясу бойовоi слави: Жукiв острiв" - К. Пошуково-видавниче агентство "Книга Пам'ятi Украiни", 2004 ISBN 5-88500-141-3

    "Днiпровська дiлянка поясу бойової слави: Жукiв острiв" - Самиздат. (файл MS Word)

    http://1000years.uazone.net/roads.htm - здесь вобще много интересного
    http://1000years.uazone.net/battles.htm - здесь тоже
    http://www.railphotos.kiev.ua/Object1/index.html/ - здесь хорошие фотографии

    http://www.golosievo.kiev.ua/news_chr.php?id=172
    http://www.golosievo.kiev.ua/news_chr.php?id=252
    http://hgll.livejournal.com/6943.html
    http://kiev-unplugged.iatp.org.ua/Metro.htm
    http://kiyany.com.ua/news/2005/6/8/115.htm
    http://kiyany.com.ua/news.php?r=9&id=2543
    http://kiyany.com.ua/news.php?r=9&id=2600
    http://main.kiyany.com.ua/news/2005/7/21/1739.htm
    http://www.kiyany.com.ua/news.php?r=17&id=2598
    http://kurumpa.h14.ru/
    http://9k1m.livejournal.com/38193.html
    http://www.livejournal.com/community/interesniy_kiev/1731.html
    http://www.livejournal.com/community/vault13/261188.html?#cutid1
    http://www.podrobnosti.ua/projects/azhur/2003/05/09/59600.html
    http://www.railroad.ru/zd/94-1-6.html
    http://www.theserpentswall.com/
    http://today.viaduk.net/todayol.nsf/кучацифр
    http://vechirka.kiev.ua/article.php?id_article=645&cy=&cm=
    http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/tonnel.htm
    http://www.vokrugsveta.com.ua/S4/proshloe/tonnel.htm
    http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/256/23113/
    http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/311/28554/
    "Таємниця пiд Днiпром" - "Хрещатик", #79(2678), 2 червня 2005, с. 13.





    Техника безопасности

    И уж совсем немногие знали о радиационной опасности, угрожавшей городу со стороны села Пирогово, где находится Киевский спецкомбинат радиоактивных отходов.

    <...>

    <...>

    Бетонные хранилища построены в 1959-1960 годах по очень старым проектам.

    <...>

    К тому же, данный объект был рассчитан на 25-30 лет. Ни консервации, ни дальнейшей эксплуатации проект не предусматривал. И хранилища, говоря языком документов, потеряли герметичность <как сверху, так и снизу>: <сверху> в них попадали осадки, а <снизу> - влага, содержащая всякую радиоактивную пакость (в том числе и тритий), которая просачивалась в почву и попадала в грунтовые воды.

    <...>

    В протекающей тут речке обнаружено повышенное содержание трития. Вита - совсем маленькая речушка, почти ручеек. Но ведь впадает-то она в Днепр - вот о чем нельзя забывать.

    <...>

    О каком же ареале загрязнения идет речь? Ведь совсем недалеко от злосчастного села и речки Виты находятся поселок Корчеватое, а также Жуков остров, куда в выходные приезжают многие сотни горожан. Да и Конча-Заспа, село Козин, берега реки Козинки - самые престижные места <крутого> дачестроения - тоже не за горами.




    Вот такие дела.


    Information wants to be free! © 2001-2010